Главная страница > Проекты НовТ > Проекты 2011-2012 > Виртуальная корпорация "Роботы России"
Виртуальная корпорация "Роботы России" PDF Печать E-mail
Проекты НовТ - Проекты 2011-2012

Введение.

В 2011 году профессиональным союзом программистов России (ПСПР), журналом «Оборонные технологии 21 века» и рядом профильных организаций принято решение о создании виртуальной корпорации «Роботы России» (ВК РР). В настоящее время идет как практическая работа, так и параллельно-  оформление соответствующих регламентирующих документов.

Мы приглашаем Вас принять участие как в этой организационной работе, так и непосредственное участие в работе ВК РР. Подтверждением Вашей заинтересованности будет письмо в адрес ПСПР, в котором необходимо констатировать Вашу заинтересованность, описать имеющийся научно-технический задел и имеющиеся Изделия или их прототипы, вопросы и проблемы требующие решения (Ваши предложения по повестке дня ВК РР), предложения по концепции ВК РР, а также контактные реквизиты лиц, которые заинтересованы в участии в работе ВК РР.

Постановка задачи.

В настоящее время в РФ сформировались и функционируют как целые организации так и отдельные коллективы (автономные и находящиеся в составе организаций), ведущие НИРОКР и даже производящие готовые изделия, которые могут быть отнесены к тематике роботостроения. То есть, можно констатировать, что отрасль сформировалась (пока виртуально), но её субъекты распылены по другим отраслям и не имеют устойчивой эффективной научной и производственной связи. Разовые мероприятия только отчасти решают эту проблему. В то же время, учитывая специфику  роботостороения, и прежде всего — высокую наукоёмкость проводимых работ, близость их к тематике искусственного интеллекта, насущной текущей проблемой данной отрасли нам видится её организационное оформление.

Основными задачами такого организационного оформления являются:

  • создание устойчивой коммуникативной среды, в которой участники не просто знают о факте существования друг друга, но и детально представляют состояние дел, имеющиеся достижения и текущие и стратегические проблемы друг друга. За такими коммуникативными средами закрепилось название «социальные сети», это понятие можно использовать и здесь, но только учитывая специфику постановки задачи: данная формируемая среда должна являться неотъемлимой частью научного и производственного процессов его участников, то есть она должна поддерживать реальную, практическую научную и производственную кооперацию. Соответственно, речь идет о настолько эффективных коммуникациях, какие имеют место в обычных организациях, построенных на административно- командных принципах;
  • создание структуры, которая консолидирует позиции участников рынка роботостроения и выносит принятые решения на международный, федеральный и региональный уровень, то есть выступает как коллективный лоббист интересов этой новой перспективной отрасли. Эта задача полностью соответствует  уставному функционалу профессиональных союзов и её можно было решать в рамках ПСПР (и это отчасти будет делаться, в том числе, и в рамках меж профессионального диалога), но терминологически и сущностно, здесь имеет место существенно, принципиально более практический функционал: создание и поддержка научной и производственной деятельности. Именно поэтому и было принято принципиальное решение о создании самостоятельной автономной организационной структуры;
  • разработка необходимой нормативной и законодательной базы, в частности-  технических и административных регламентов, которые поддержали бы деятельность участников такой организации, при этом разделив соответствующие издержки на всех заинтересованных участников. Именно на таком саморегулируемом фундаменте  строится деятельность наших зарубежных коллег, где создано и активно функционирует большое количество меж организационных объединений. Иначе говоря, есть целый ряд работ, которые должны быть выполнены (обычно это инфраструктурные и институциональные работы), но их результат значим и полезен сразу для многих участников рынка. Соответственно, даже простой финансовый расчет требует консолидации ресурсов на такие работы. Хотя преимущества такого подхода не исчерпываются только финансовыми соображениями. Много важнее то, что каждый эффективно реализуемый функционал требует оформления в виде самостоятельной бизнес- единицы;
  • преодоление пагубных последствий эффекта «кто раньше проснулся — того и тапочки». Имеется в виду, проблема формулировки условий тендеров и других форм государственного заказа, когда формулировка требований делается не в интересах дела и достижения действительно значимого результата, имеющего экспортный потенциал, а в интересах конкретного производителя, который, конечно, получит оперативные преимущество и финансирование, но за счет деградации уровня своей разработки из-за заниженного уровня требований к ней. И наоборот. Солидарное формирование таких требований, позволяет сразу оценить её уровень и место на рынке, стимулирует к интенсивной работе в сообща сформированном направлении и, что намного важнее, на достижимом и востребованном на рынке уровне.

Известны два концептуальных способа решения поставленных задач.

Один реализуется через федеральные целевые и комплексные программы, совещания, круглые столы, экспертные комиссии, советы создаваемые при различных органах государственного управления.

Другой — через жесткое организационное подчинение в рамках холдингов (такое объединение активно шло последние годы в оборонно - промышленном комплексе, к сожалению, не всегда и не везде это дало требуемый результат).

Недостатки обоих подходов общеизвестны как на теоретическом, так и на прикладном практическом уровне: в одном случае имеет место недорегулированность, следующая из аморфности такого объединения, в другом - жесткая перерегулированность, утеря самостоятельности, а следовательно и научной, производственной и рыночной мобильностей.

Ответом на осознаваемую неэффективность обоих подходов стало создание множества теоретических (гораздо реже- практических) решений (виртуальная компания, электронное предприятие в варианте российского инженера Зельника Валерия Валерьевича, апробированное в Зеленограде на примере ЖКХ и некоторые другие), которых объединяет стремление совместить преимущества малых и средних организаций, которые являются реальной основой экономики развитых стран и преимущества крупных, в том числе и транснациональных корпораций.

Проанализировав конкретную ситуацию в области российского роботостроения и специфику отрасли в целом, а также лучшие зарубежные практики и теоретические разработки, мы предлагаем объединить наши усилия в рамках не просто некой «виртуальной корпорации», имея в виду  теоретическую постановку задачи на создание виртуальной корпорации «вообще» (что на наш взгляд не имеет сейчас практической ценности), а именно и конкретно- виртуальной корпорации «Роботы России», имея в виду сугубо практическую направленность данного проекта, при этом понимая и учитывая наличие общемирового тренда в этом направлении.

Основные текущие положения Концепции ВК РР.

Статья 1. Виртуальная корпорация (ВК РР, далее- Корпорации) на момент создания является общественной организацией без образования юридического лица, членами которой являются коллективы разработчиков робототехнических комплексов, научно-исследовательские коллективы или коллективы занятые в сфере подготовки кадров (образовательные коллективы, далее - «Участники») . Регистрация Корпорации в статусе юридического лица будет приниматься органами управления Корпорации в тот момент, когда это будет необходимо большинством членов Правления Корпорации.

Статья 2. Каждая из команд (автономных или входящих в состав организаций в качестве структурного подразделения) сохраняют полную самостоятельность. В этом принципиальное отличие виртуальной корпорации от обычной. Таким образом, снимаются негативные последствия дополнительного перерегулирования. Автономные группы разработчиков и так имеют это преимущество, а вот в отношении Участников, которые являются структурными подразделениями организаций, Корпорация намерена вести диалог с их руководством в направлении предоставления большей хозяйственной самостоятельности. Добиться этого самостоятельно крайне сложно и Корпорация обязана оказать необходимую помощь в решении этого вопроса.

Статья 3. Дополнительные (взаимные) обязательства Участников, вошедших в Корпорацию, могут возникать только либо на трехсторонней основе, когда начинается совместная деятельность, либо при подписании публичных (открытых) соглашений Корпорацией, например, таких как административные регламенты взаимоотношений или технически регламенты. От имени Корпорации такие документы имеет право подписывать президент Корпорации.

Статья 4. Для снижения рисков связанных с административным давлением со стороны Корпорации, каждому Участнику начавшему практическую организационную, научную, образовательную или производственную деятельность в рамках Корпорации, предоставляется пост вице-президента Корпорации с правом решающего голоса. В правление Корпорации входят вице-президенты и исполнительные директора, выбранные более, чем 3 вице-президентами для реализации конкретного совместного проекта. Исполнительный директор наделяется теми полномочиями, которые ему делегированы выбравшими его вице-президентами. Президент Корпорации избирается из числа вице-президентов сроком на 1 год для реализации представительских функций. Правление Корпорации является высшим исполнительным органом управления. В период между его заседаниями, полномочия Правления предоставляются Президенту Корпорации (по общим вопросам), либо исполнительным директорам (в рамках имеющихся у них полномочий).

Статья 5. Из числа должностных лиц государственных органов управления (федерального или регионального уровней), коммерческих и государственных организаций оказывающих Корпорации организационную или финансовую поддержку формируется наблюдательный совет. Предложение о вхождении в наблюдательный совет делает президент Корпорации после согласования с правлением Корпорации.

Статья 6. Основной целью Корпорации является поддержка разработки и реализации робототехнических комплексов соответствующих передовому мировому уровню созданных российскими организациями как самостоятельно, так и  в кооперации с зарубежными партнерами,. Данная цель достигается за счет объединения усилий Участников в направлении повышения эффективности научной, опытно-конструкторской, образовательной, выставочной и иной деятельности.

Статья 7. В практическом организационном плане, Корпорация представляет собой сеть производственных  отношений (в широком смысле слова, включая все этапы жизненного цикла), которая образуется сквозными меж организационными бизнес-процессами. Именно с точки зрения целостности реализуемых бизнес-процессов, Корпорация представима как полноценная организация, при сохранении той её особенности, что управление в неё основано на явно сформулированных и оформленных трех сторонних (как минимум) отношениях (такая же договорная поддержка бизнес-процессов имеет место и в классических обычных корпорациях, где в качестве таких договоров выступают меморандумы, подписанные регламенты, описывающие бизнес-процессы или иные кросс- структурные регламентирующие документы).

Статья 8. Смысл подписания трехсторонних документов (с участием Корпорации) заключается в том, что бы заменить чисто административное решение спорных вопросов, осуществляемое в рамках административно-командной системы управления, решением третьего лица (органов управления Корпорации) примерно в той же процедуре, как это происходит в третейских судах, с дополнением в виде мониторинга исполнения обязательств осуществляемое с момента составления взаимно обязывающего договора. Такой содержательный и непрерывный мониторинг осуществляемый по ключевым показателям совместной деятельности нацелен прежде всего на опережающее обнаружение проблем и их компетентное профессиональное урегулирование до момента возникновения конфликта. То есть, в деятельности Корпорации, упор делается не на третейский суд, а на третейское соучастие в проекте третьей стороны, имеющей необходимые компетенции и информацию в наблюдаемом и поддерживаемом процессе.

Статья 9. Участники Корпорации свободны в выборе хозяйственного формата взаимодействия, в том числе, могут заключать обычные хозяйственные договора, подразумевающие немедленную оплату проведенных работ или оказанных услуг. В то же время, понимая реалии финансового положения участников Корпорации, необходимым внедрять форму взаимного перекрестного частичного кредитования в формате отсрочки части оплаты до момента реализации готового изделия. Естественно, что такая отсрочка должна компенсироваться адекватным вознаграждением с учетом разделяемых рисков. Учет и погашение таких обязательств, а также связанные с этим административные и, юридические и финансовые процессы, которые могут иметь многошаговую структуру (например, А->B, B->C, C->D может быть сокращена до A имеет обязательства перед D, а B и C освобождаются от обязательств) является одной из задач органов управления Корпорации. В обычной бизнес практике, такой функционал исполняется клиринговыми палатами и именуется взаимозачёт).

Статья 10. Участники Корпорации для достижения своих целей могут вступать в кооперацию объединяя финансовые ресурсы для решения конкретных общезначимых задач, например, для участие в выставке на объединенном стенде, издания совместного рекламного каталога, разработки технических регламентов, осуществления лоббисткой деятельности.

Статья 11. Помимо научной и производственной кооперации, важной задачей Корпорации является консолидация, анализ и формулирование заказа на специалистов, обладающих специальными знаниями и умениями. Такой диалог с образовательными организациями должен основываться на привлечении и активном участии студентов и преподавательского состава таких организаций в практических работах Корпорации. Формирование такого открытого кадрового поля — важный инструмент повышения качества и ускорения как НИОКР, так и производственной фазы роботостроения.

Статья 12. Данный документ является открытым в части обсуждения и доработки для всех Участников Корпорации. При вступлении в Корпорацию каждая из команд может согласовать его полностью или часть, предложив в качестве текущей повестки дня свои дополнения и изменения.

Подробное обсуждение проекта - здесь.

Краткий комментарий можно оставить ниже.{jcomments on}

 
Баннер
 

Поиск

Горячие объявления

Требуется инженер или математик САУ (делаем настоящих роботов ! )

Компании СМП-сервис на постоянную работу требуется инженер или математик САУ.
Разработка математической модели системы управления движением колесного робота.
Работа в средах MS Robotics, Matlab Simulink, в Зеленограде (Москва), возможно частично удаленная. Заработная плата 30-50 т.рублей Подробности здесь.