Главная страница > Наши журналы > IT-буддизм > Философское наследство ИТ- буддизма: юродство и юродивые (Ю.ру)
Философское наследство ИТ- буддизма: юродство и юродивые (Ю.ру) PDF Печать E-mail
Книги, журналы, статьи - IT-буддизм
(версия 0.2)

1   Ю.ру — во всей своей мощной красоте и глубине, исключительно русский феномен, мало изученный и явно не дооцененный, как эффективный способ коммуникаций в иерархических административно-командных системах, которым имманентно присуща потеря значимого объема информации (сигнала) в канале  коммуникации. Но это не единственный, хотя исключительно важный функционал. "Слово изречённое есть ложь" и в этом смысле, важен и интересен способ долговременной фиксации в памяти народной и цивилизационной, административно-командной некого знания в предельно художественной нравственной и, одновременно, конкретной и абстрактной форме. В этом смысле, Ю.ру феномен культурологический, это подлинное чистое глубже, чем простое народное, искусство. Нам, в ИТ - тут учится, учится и учится.
Нести свет истины, любовь и доброту в наш безумный мир, не нормативным способом - это нормально. Не нормально, это когда "самые чёрные ёрники, в белых воротничках. не веря не в Бога, ни в чёрта, кричат о святых вещах".  Казалось бы логично, что о святых вещах публично должны говорить только святые и гении - тут чисто профессиональная этика. Хотя и нюансов в стиле "если-то" - море ("кто светел- тот и свят"). Тема отдельная, заметим только, что если от чего бы то не было- душа поёт и светлеет, наполняясь любовью - тут всё уместно. Это, видимо, и есть практическое упражнение и тренировка в исполнении повеления стать Богом (в смысле Василия Великого, см. ниже). Если "Юпитер сердится", то он не только не прав, он теряет право на свой божественный статус, сразу стремительно опускаясь на статус "ни кто" и называем должен быть "ни как" (тут секрет геометрии статусного пространства).

2  Попробуем подвести под нашу Ю.ру нашу ИТ- буддисткую пара научную базу.

2.1  Есть серия изящных и простых (как все гениальное) экспериментов, в результате которых был обнаружен феномен, названный фасцинативными фильтрами. Эти фильтры несут ответственность за отсев информации в процессе восприятия, и даже — за её искажение (у следователей, есть такая присказка «врёт как свидетель»). Этот отсев происходит на подсознательном, точнее — вне сознательном не контролируемом уровне.

2.2  В ходе этих экспериментов были обнаружены многочисленные приемы, обеспечивающие блокировку таких фасцинативных фильтров, причем оказалось, что на интуитивном уровне, этими приемами владеют многие. Казалось бы, что это должно быть описано многими, поскольку составляет суть многих профессий, и не только в области информационных технологий. Ан- нет. А что так? И нет тут места загадочному и многозначительному закатыванию глаз и шепоту — одна сплошная инженерия и НИОКР-ы.

2.3  В этом смысле, Ю.ру — исключительно ценная наша родная, на геном уровне поддержанная, самая что ни на есть высокая информационная технология, которую мы обязаны холить, лелеять, развивать и практиковать.

3  Если кому- то посчастливилось в жизни видеть профессионалов ранга «вторые после Бога на Земле» (а такой личный опыт бесконечно важен — гениальность, и отчасти, талант передаются воздушно-капельным путём и только при личном общении), то они не могли не обратить внимание на серьезные странности и отклонения в их поведении и словах. Когда в мягкой форме, когда в самой жесткой, почти предельной, такие люди могут быть отнесены у кластеру Ю.ру.

3.1  Что тут первично (странности, а потом гений, или гений, а потом — странный, вопрос праздный, если придерживаться исповедуемой нами гипотезе об отсутствии времени в привычном бытовом его понимании).

3.2  Уместно напомнить, что «свобода предшествует человеческой сути, о человеке нельзя сказать, что он есть, а потом — свободен. Он сначала свободен, а только потом он есть» (субъектен). Или изложение сути буддизма в трех словах: «вы не существуете», сказанные авторитетным и добрым человеком в ответ на многочисленные упорные требования «рассказать о буддизме по-проще» (хотя тут далеко не только о буддизме, но и о многих восточных и лучших из западных -философиях).

3.3  Приведем примеры.

3.3.1  В свое время, культовый режиссер Андрей Тарковский, выступая в МИФИ перед чуть ли главными «штатными» интеллектуалами своего времени, не нашел ничего лучшего, чем неожиданно, вне всякой видимой связи с контекстом, заявить, (1) что снесённый в порыве энтузиазма дубовые двери в актовый зал не имеют к нему ни какого отношения (2) что человек, который прожил на 1 час больше него, для него — Учитель. Этими и аналогичными утверждениями щедро рассыпанными им в без системном порядке (поток сознания в чистом виде) он снёс и заклинил многие не слабые, замечу, «крыши» на долгое время, передав им что-то важное и до сих пор не до конца понятое.

3.3.2  На одной из встреч с нашим американским коллегой, ему был представлен наш знаменитый супер программист (это чисто технический термин, тут нет места охам и ахам. Эта категория гениев люто и объективно обоснованно  ненавидима подавляющим числом топовых ИТ- менеджеров). Он был и одет намного хуже бомжа (в ходе тяжелейшей подготовительной работы был уговорён на надевание носков. Потенциал компромисса на этом был полностью исчерпан), и вёл себя соответствующим образом (увидев огромный аквариум с дорогущими океаническими рыбками, он повернулся к переговорному столу задней частью своего организма и начал совместное с рыбками поедание принесенного хлеба, чём ввел хозяина офиса и рыбок в ступор — тот, видимо, никак не мог подсчитать свои убытки. Вид ошалевших от наглости и простоты обхождения царственных (до этого момента) рыбок- дополнит картину. В такой позе он и простоял все переговоры, время от времени бросая реплики. На просьбу извинить за «некоторые странности В. Леши» (так его зовут), американский коллега грустно ответил, что «ни какие тут не странности, а В. Леша классический « в полный рост» сумасшедший, но не это его огорчает». Огорчило его напоминание о том, что приехав к себе домой, он будет вынужден пойти в то крыло своего офиса, куда он без крайней необходимости не заходит и где живут, работают и уже самопроизвольно размножаются 20 таких как В. Леша. «Вот там мне по настоящему бывает страшно» - сказал он: «В последний раз эта свора решила, что не может решить задачу, потому что мир вокруг серый и потому купив самой дешевой и вонючей краски они перекрасили всё, до чего до тянулись их худые и шаловливые ручки, а увидев меня — они хором стали убеждать, что я лично и мой любимый серый костюм (особенно) — источник их умственных бед и тупиков. Как я сумел сбежать — до сих пор -не помню. Но за то я начал понимать других моих работников, которые под страхом увольнения отказывались посещать эту часть офисного здания».

3.3.3  Было это в стародавние времена во времен предыдущей стабильной версии нашей страны, когда мы ещё обладали существенной частью ИТ суверенитета. Идёт заседание государственной комиссии (заметим, очень важное и формальное мероприятие, прямо связанное с животворящим и чудотворящим финансированием). Сидят очень знаковые и титулованные люди. Резко объявляется технический перерыв на перекур, поскольку два ведущих разработчика уже успели, невзирая на обстоятельства, сцепиться в горячем споре и надо было как-то срочно разрядить обстановку, тем более, что слова «да что ты мне про надежность, я тебе за 10 минут повешу любой самый фирменный Юникс» уже были выронены и с неслышным, но страшным грохотом упали в народ, произведя ошеломляющее действие даже на подготовленную (в том числе и к подписанию акта приема-сдачи) профессиональную публику (а удивить их непросто). На жалобы уважаемых и титулованных членов государственной комиссии в части «а почему нельзя покурить прямо здесь, тем более, что вон эти два архаровца уже курят тут», председатель комиссии грустно ответил: “Пока им всё можно, даже то, чего нельзя. Но пусть только закончат работу — рассчитаемся по-полной“.

3.3.4  Контрпример. Было такое мощное общество юниксоидов и профильное им объединение, так вот часть элиты этого общества выглядело даже в неофициальной обстановке как английские лорды, как мы их себе представляем. В том числе: вначале,- никаких разговоров о работе, только о хобби и прочих милых пустяках. Что и надо копировать в неофициальных встречах в UK, Испании и Японии, о чём нам было много раз сказано. Любой «накаченный» ИТ- неофит или «штатный» бумажный гуру- эксперт в этой обстановке себя непременно выдаст, чем поставит крест на своих надеждах быть принятым в подобный элитный клуб супер профессионалов.

3.3.4.1  Противоположностью одного глубокого и истинного (явления, высказывания, тезиса) — является другое такое же. Аналогично для глупости (ответом, возражением, противоположным является такая же глупость). Аристотелева логика тут не работает. На глупость или неуместный не по делу заданный вопрос можно ответить в штатном режиме или «громоподобным молчанием», или «благородным молчанием» (креатив от Гаутамы Будды) , или словами из кластера «розовый бутон» (топ- топ классика американского кинематографа), или в стиле суфийского мудреца Хаджи Насреддина, который умело провел мастер класс на тему «Главное о сущем и всём таком» перед деревенским сходом, одновременно изящно монетизировав свой социальный статус.

3.3.5  Из этих примеров, нельзя делать подражательный вывод: право на юродство надо заслужить кровью, потом и страданиями, и это право не дается кем-то, оно отвоевывается, причем в честной профессиональной схватке с такими же «отмороженными» на всю голову, в равной весовой категории. Косички, банданы, смелые надписи на крышке компа или майке — это из разговоров «в пользу бедных». А вот просто и без пафоса порезать колбасу острым ножом на крышке любимого нового Мака на саммите финансовых директоров в 4 утра ночи — это "в зачет".

4  Русские юродивые умели просветлять свой разум, используя предельно жесткие психофизиопрактики (ходили зимой в лютый мороз в одной рубашке или даже без оной, таскали килограммы железа на голом теле) (это наш ответ на практику и философию йоги, вполне себе рабочий, хотя и асимметричный, и не популяризируемый, в ученики они ни кого не брали, книг- не писали) (кстати, одно это ни чего не гарантирует и ни о чём не свидетельствует). Одновременно, они гениальным образом решили проблему с имитаторами: самые упорные их них быстро закругляли свой жизненный путь самым естественным образом. В ламаизме  и даосизме, есть несколько схожих (правда одноразовых экзаменов) на уровень просветленности (сушение простыней высоко в горах, намоченных в ледяной воде горного ручья, стрельба из лука в положении стоя над пропастью, спиной к пропасти и при этом половина ступни должна уже висеть над пропастью, а обратный энергетический импульс (отдачу, как и другие физические законы) - никто не отменял).

5  Ю.Ру явление локальное и уникальное не только по географии, но и по времени: после революции 1917 года, юродивых быстро и поголовно частью истребили, частью переместили в скорбные дома. То есть, Ю.ру неожиданно возникло относительно недавно в историческом масштабе и так же неожиданно почти исчезло. Есть в православии юродствующие монахи и священники, но это (из того что нам известно) мягкие формы юродства.

6  В информационном, коммуникативном плане, юродство вполне логическое явление.

6.1  Если по определенным объективным обстоятельствам человек теряет контакт с окружающими, то для его не просто восстановления, а его качественного улучшения (чтоб тебя услышали и поняли), юродство — отличное и естественное решение, одно из немногих возможных и эффективных. Своего рода шокотерапия общественного и личного сознания, направленная против фасцинативных фильтров. В китайско традиции, юродство в неком другом смысле практиковали в чань- буддистских монастырях. При этом, сохранилось и дошло до нас удивление Конфуция, который наблюдал образцовый порядок в таких монастырях, несмотря на критичное число «отмороженных» уличных «хулиганов», которые там обитали (стены цветной дешёвой и вонючей краской там никто не мазал).

6.2  Есть классификация уровней понимания, в котором носителей обычного (нормативного) понимания, называет «двух дюймовыми мудрецами» (расстояния от уха до рта — услышал и повторил). Так вот для движения вглубь, необходимо равное по величине напряжение физического и эмоционального полей (это плюс к величине интеллектуальной). Юродивые получают оба не достающих компонента по-полной, «не по детски».

7  Уникальности юродству добавляет тот факт, что у них нет Учителя, хотя известно, что у всякого, кто напряженно и увлеченно упражняется со своей головой профессионально и в рамках заводского производственного процесса, если нет Учителя, то он есть, но это, в норме, очень плохой выбор для Мастера, но приемлемый для Маргариты.

8  В юродивых мы видим людей

8.1  людей победивших мать матери всех грехов — страх, на котором потом стоит гордыня, а потом пышным букетом все остальные.

8.2  Людей по настоящему, по самому гамбургскому из всех мысленных счетов — свободных и опять не важно, что первично — их Божий дар или свобода. Есть основания считать, что это грани одной сущности. Можно высказать предположительно такую цепочку рассуждений: Бог есть любовь, каждый из нас создан по образу и подобию Божьему и несет в себе его часть, и любя нас, Бог дал нам самое главное и ценное, что только есть — свободу. Свободу на Земле, где мы вольны построить ад или рай — по собственному абсолютно свободному выбору. И в разных частях Земли разные народы свой выбор сделали и отстояли, ценою своей, но не чужой жизни.

8.2.1  Достаточно быстро представитель любой (но особенно ИТ- профессии) сталкивается с проблемой свободы в самом широком и глубоком её понимании (Герцен как-то написал об эпохе одного из русских царей (очень приблизительно) «время жесточайшей диктатуры и авторитаризма и небывалой внутренней свободы».

8.2.2  И ещё: “неважно, свободен ли ты и от чего ты свободен, важно лишь то, для чего ты свободен“.

8.2.3  Беда со словом «свобода» заключается в том, что в нём достигнута редкая степень сжатия огромного числа разных понятий. Степень плохости детализации этого понятия (в юкагирском наречии более десятка слов заменяющих слово «снег» , а самого концентрата «всё в одном»- нет. Потому что им критично важны различные «снега», это, для них, вопрос жизни и смерти).  Сам по себе- это очень информативный показатель (степень разработанности понятия, глубина и мощность его поверхностного лингвистического представления).

8.2.4  Юродивые были абсолютно свободны в самом высоком, но не полном (ро объему понятия) смысле слова, при этом абсолютно социологизированы в смысле важнейших ценностных бытовых ориентиров, они как вода (идеал многих восточных практик), которая легко без ворчаний и нудежа, легко и охотно принимает форму любого сосуда, продолжая оставаться при этом сама собой, при этом почти абсолютно не сжимаема, её нельзя перерубить мечом, её нельзя уничтожить не прибегая к особым химическим ухищрением, из которых она, впрочем, легко выходит при первой возможности.

9  И, как пишут в рекламе, не пытайтесь повторять — все трюки выполняют профессионалы, или как писал поэт «размыли край ручьи- весенние, там выезд есть из колеи, спасение. Эй вы задние, делай как я, это значит - не надо за мной, колея это только моя, выбирайтесь своей колеёй».

10  Кажется, видится и чувствуется, что на пути подъема к профессиональным высотам и одновременно - спуска в глубины понимания, на определенном этапе, нас всех отделяет от гения — только страх и внутренняя несвобода (и тут похоже снова- два об одном). Или как сказал один святой «человек — это животное, получившее повеление стать Богом».

11  Можно ли исполнить это повеление вне профессии? Можно, есть люди святые и просветленные от рождения. Остальным придется трудится. В рамках одной из восточной традиции, считается, что наш мир стоит на 2 тысячах таких простых людей, которые и сами об этом не знают, и другие этого не понимают, назовём их вне системными не институализированными святыми. Один такой человек нами был обнаружен, можем дать потрогать и посмотреть, лучше — если среди естественной среды обитания и в окружении других людей.

12  В формате юродивых — нам оказана помощь и дана исторически важная возможность увидеть иных святых — в самом ярком и потому легко зримым проявлении. Почему именно нам, «здесь и сейчас» - вопрос отдельный и самостоятельно интересный. И не каждый вариант ответа нам понравится.

13.  Основная надежда, связанная с данным и другими текстами раздела- это то, что удастся пробудить интерес к правильным первоисточникам, на худой конец - к пересказам. О Ю.ру есть документальный фильм, есть хорошие книги. Но личный контакт- тут вещь не заменимая. Нам в ИТ повезло - тут у нас много светлых и странных людей, хотя какие они - странные...

14. Хотелось бы задуматься о не критичном использовании титула "креативный" (класс, технология, креативный директор). Ю.ру задает размерность этой шкалы, её верхнее значение. По по отношению к этой планке - мы дети ясельного возраста в песочнице, делающие замки из песка, которые не доживут даже до первого дождя. Куда им до "изменить мир".
Ведь что нам говорят добро великие Ю.ру сквозь века: мало придумать, понять, открыть (мало, что "ново под Луной"). Предельно важно дать "этому" жизнь, оформив адекватным образом так, чтоб тебя услышали и поняли. Без этого, любой "креатив" - просто нежданчик, выскачивший через ротовое отверстие исключительно по геометрическим причинам (тут- ему было ближе). И если он "не живой", если роды прошли преждевременно, самое уместное засунуть его себе обратно и выносить "это" до уровня, когда форма и содержание не просто уравняются, а станут новым единым (1+1=3)(и школьная арифметика тут не работает), когда "это", из объекта станет субъектом и начнет жить самостоятельно.

14.1 И без сочного примера тут ни как нельзя, тем более. что он добавляет много живых красок, которыми так богата реальная жизнь.
В 2004 году мы подползли к открытию (и искренне заблуждаемся в этом до сих пор). Его суть заключается в том, что единицей смысла в естественном языке является не слово, словосочетание или предложение, а абзац (это научная проблематика в области искусственного интеллекта исключительно широко революционная и выхлдит далеко за пределы проблемы понимания естественного языка). Был сделан НИОКР-овский смешной сайт, что бы начать изучать это явление а ходе экспериментальной работы - без этого дальше пойти было бы невозможно. Об этой затеи написали компьютерные журналы, нас начали пасти роботы со всего мира, потом начали регистрироваться коллеги со всего мира (очень нервная это тема), включая американских коллег, в том числе- аналитиков из Блумберга. Через год появляется проект Твиттер  (Twitter.com), что и ознаменовало тот факт, что идея пошла в массы и зажила самостоятельной независимой от нас жизнью. Хотя первичная концепция "Русского леса" ("тут русский дух, тут Русью пахнет") - гораздо цветистее и забористее, а потому ещё способна вызвать к жизни ещё не один подобный ИТ- проект. Не обидно, но как то нарушает гармонию в восприятии мира, тот факт, что в дереве предшественников проекта Твиттер нам не нашлось ветки или узелка, хотя там дошли до работ начала 20 века
(такое дерево предшественников- очень уважительный и практически полезный способ оформления правильной затеи. Это только кажется, что мы развиваемся, многое из того, на что мы опираемся - выше и больше нас - если ты залез на слона, это не значит, что ты больше и сильнее слона - тут исключительно юмор времени и пространства совмещенная с добротой ушастого гиганта. Чего мы всем и себе искренне желаем).
(поэтому надо рисовать не дерево, а небо из облаков смыслов, показывая объемы пересечения идентифицированных сущностей).

{jcomments on}
 
Баннер
 

Поиск

Горячие объявления

Требуется инженер или математик САУ (делаем настоящих роботов ! )

Компании СМП-сервис на постоянную работу требуется инженер или математик САУ.
Разработка математической модели системы управления движением колесного робота.
Работа в средах MS Robotics, Matlab Simulink, в Зеленограде (Москва), возможно частично удаленная. Заработная плата 30-50 т.рублей Подробности здесь.