Тема 12. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации
- Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами.
- Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.
- К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН — МВФ и группа Всемирного банка, а также Всемирная торговая организация.
- Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
- Так, на Конференции ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием развивающихся стран.
Организация европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением плана Маршалла, затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950—1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж).
- Ныне в составе ОЭСР 30 стран, включая Россию с 1997 г.
- В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус).
- Цель ОЭСР — содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств.
- ОЭСР — своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).
Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организация развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран.
- Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов.
- Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками.
- На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.
- С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств «семерки», превратившейся в «восьмерку» после присоединения России, и «группы десяти», которая, кроме «семерки», включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию.
- На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.
- И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным тенденциям («каждый за себя»).
- Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.).
- Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами.
- Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
- Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
- Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились:
- завоевание политической независимости этими странами;
- повышение их роли в мировом развитии;
- тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.
- К региональным валютным и кредитно-финансовым организациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирования западноевропейской интеграции.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
- Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов».
- Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов.
- Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ.
Международный валютный фонд
- МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
- Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.
- Он служит институциональной основой мировой валютной системы.
- МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир).
- Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава.
- Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г.
- Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.
- СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ.
- По той же причине в 50—60-х годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.
- В начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Куба).
- Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии — в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан — в апреле 1993 г.).
Официальные цели МВФ:
- «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»;
- «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-членов;
- «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
- предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».
По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ Статьи Соглашения трижды пересматривались.
- Первая серия поправок (1968—1969 гг.) связана с образованием механизма СДР,
- вторая (1976—1978 гг.) определила основные принципы Ямайской валютной системы, сменившей Бреттонвудскую валютную систему,
- третья поправка (1990—1992 гг.) предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом.
- Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем.
- Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.
- В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.
- Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
- В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале.
- Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса.
- Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам.
- МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке.
- Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР.
Квота — ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом — определяет:
- сумму подписки на капитал;
- возможности использования ресурсов Фонда;
- сумму получаемых страной — членом СДР при их очередном распределении;
- количество голосов страны в Фонде.
Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей:
- ВВП;
- объем текущих операций платежного баланса;
- официальные золото-валютные резервы.
- Поэтому квоты распределяются неравномерно.
- До 1978 г. до 25% квоты оплачивались золотом, ныне — резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% — национальной валютой.
- В 1999г. после завершения одиннадцатого пересмотра квот капитал Фонда возрос до 212 млрд СДР (297 млрд долл.).
- После нового увеличения капитала МВФ на долю 25 развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США — 17,5%, Японии — 6,3%, Германии — 6,1%, Великобритании — 5,1%, Франции — 5,1%, Италии — 3,3% и Канады — 3,0%; 15 стран — участниц ЕС — 30,3%.
- Суммарная доля бывших социалистических стран, входивших в СЭВ (Болгария, Венгрия, Вьетнам, Монголия, Польша, Румыния, республики бывшего СССР, Словакия, Чехия), а также Албании, Китая и республик бывшей Югославии, составляет 10,0% и всех остальных 127 стран — членов Фонда — 27,2%.
- Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд СДР, или 8,3 млрд долл.) занимает девятое место вслед за Канадой.
- На нее приходится 2,8% общей суммы квот.
- Сумма квот стран СНГ и Балтии — 4,46% (9,5 млрд СДР, или 13,3 млрд долл.).
Кредитные механизмы
МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей:
- во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков,
- во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятельности используются два понятия:
- сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов;
- операция (operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.
- Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно.
- МВФ производит кредитные операции только с официальными органами — казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.
- Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку (purchase) или заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке.
- При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой.
- Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова.
- На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами.
- Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют.
- Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами — эмитентами этих валют.
- С середины 70-х годов МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы (facilities — механизм, устройство, система, фонд).
- Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с развитыми государствами и странами ОПЕК.
Нефтяной фонд (Oil Facility, OF)
- Нефтяной фонд использовался для предоставления кредитов странам — импортерам нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти и нефтепродуктов (1974—1976 гг.).
- Были выделены кредиты в объеме 6,9 млрд СДР (8 млрд долл.).
- Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны — экспортеры нефти.
- Среди получателей кредитов количественно преобладали развивающиеся страны, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами.
Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие:
- сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых),
- обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики.
- Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен; за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти.
Механизм дополнительного финансирования
- Механизм дополнительного финансирования (Supplementary Financing Facility, SFF), или «Фонд Виттевеена» (Witteveen Facility) — по имени директора-распорядителя МВФ (1979—1982 гг.).
- Цель этого механизма — предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ.
- Ресурсы Фонда (7,8 млрд СДР, т.е. свыше 10 млрд долл.) были сформированы за счет займов у 13 стран — членов МВФ, а также Швейцарского национального банка.
Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ
- Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (Policy of Enlarged Access to Fund's Resources, 1981—1992 гг.).
- Цель — предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштаб дефицита платежных балансов был непомерно велик по сравнению с их квотами.
- Этот механизм использовался для осуществления корректирующих экономических мер в тех случаях, когда страны нуждались в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей и механизма расширенного финансирования, и на более продолжительный срок.
- В связи с увеличением квот стран — членов Фонда указанный механизм в ноябре 1992 г. был отменен.
ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА (ВБ)
- Группа Всемирного банка (ВБ) — это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят:
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР),
- Международная ассоциация развития (MAP),
- Международная финансовая корпорация (МФК) и
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
- Деятельность структур, входящих во ВБ, подчинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции.
- Всемирный банк — это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ныне сфокусированы на борьбе с бедностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.
Международный банк реконструкции и развития
- Международный банк реконструкции и развития — головной институт в составе группы учрежден в рамках Бреттонвудских соглашений в июле 1944 г. одновременно с МВФ; деятельность начал с июля 1946 г.
- Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов на его акции, на 30 июня 1998 г. составлял 190,8 млрд долл., подписной капитал — 186,4 млрд, а оплаченный — 11,8 млрд долл., т.е. был равен лишь 6% подписного капитала.
- Остальная часть подписки может быть востребована банком в случае отсутствия у него средств для погашения его обязательств.
- Однако в течение деятельности Банка подобной необходимости не возникало.
- Подавляющую часть (94%) ресурсов МБРР привлекает путем эмиссии облигаций на мировом финансовом рынке.
- Организационная структура МБРР построена по принципу акционерного предприятия.
- Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале.
- Этот показатель в отношении отдельных стран периодически пересматривается в зависимости от их меняющейся роли в мировой экономике.
- В период энергетического кризиса 70-х годов существенно возрос капитал некоторых нефтедобывающих стран.
- В 1998 финансовом году были увеличены акции Дании, Бразилии, Испании, Южной Кореи, Турции.
- Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган).
- Совет управляющих, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на свои сессии для принятия важнейших решений один раз в год.
- Причем эти сессии проводятся совместно с МВФ.
- Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ.
- Это требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с положениями устава МВФ.
- На момент образования МБРР его членами были 38 стран. На 30 июня 1998 г. их число увеличилось до 182.
- Таким образом, членами Банка являются практически все страны мира.
- Это дает ему полное основание, вместе с его филиалами, называться Всемирным банком.
- Банк оказывает большое влияние на движение капитала в мировом масштабе.
- Действия МБРР не свободны от политических пристрастий стран, которым принадлежит ведущая роль в его органах.
- Во главе Банка неизменно стоит американский гражданин.
- Но вместе с тем основные декларируемые цели Банка — борьба с бедностью, стимулирование экономического роста, рыночных отношений — не могут быть поставлены под сомнение.
- Другое дело, что методы достижения их далеко не всегда и не всеми одобряются.
- Несмотря на высокопрофессиональную экспертизу проектов Банком, они бывают неэффективны, что также вызывает критику в его адрес.
Кредитная политика
- Опираясь на капитал, сформированный странами-участницами, МБРР аккумулирует средства мирового рынка капиталов и выдает ссуды государствам с ограниченным доступом к этому рынку, выполняя роль посредника.
- Ссуды выдаются либо непосредственно правительствам, либо под их гарантию.
- Этот механизм и основные цели остаются неизменными, однако стратегия и тактика МБРР, используемые им инструменты меняются в зависимости от мирохозяйственных условий, ситуации в отдельных регионах, а также под влиянием критического анализа накапливаемого опыта.
Международная ассоциация развития (MAP)
- Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г.
- К этому времени обнаружилось, что за рамками деятельности МБРР остается большое число развивающихся стран, для которых рыночные, хотя и несколько облегченные, условия его кредитования неприемлемы.
- Если учесть к тому же, что это были самые отсталые в экономическом отношении государства, то цель борьбы с бедностью оказывалась неэффективной.
- Образовав фонд льготного кредитования через MAP, Банк получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающиеся страны.
- Причем членами MAP стали такие страны, как Индия, а затем Китай.
- Образование MAP имело и еще одно важное значение для Запада.
- Многочисленные просьбы развивающихся стран о создании дополнительных фондов льготного кредитования отвергались на том основании, что такой фонд уже действует.
Кредитная политика
- Кредиты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период — 10 лет.
- Ссуды беспроцентные, взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0,5 % годовых. MAP кредитует только правительства стран-участниц.
- Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими доходами на душу населения.
- В редких случаях делаются исключения с учетом состояния платежеспособности страны.
- Подобное льготное кредитование не может осуществляться путем эмиссии облигаций, как это делает МБРР.
- Ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран, а также трансферта прибыли МБРР.
- По мере истощения ресурсов MAP страны-участницы делают новые взносы.
- Однако они обычно запаздывают, и MAP перманентно оказывается в кризисном состоянии.
Структура кредитов MAP имеет более ярко выраженную социальную направленность:
- выше удельный вес кредитов на образование,
- здравоохранение,
- сельское хозяйство и
- развитие сельских районов.
- Клиенты МАР — это страны с низкими доходами, не интегрированные в мировой финансовый рынок, а потому они оказались в стороне от кризиса.
- Таким образом, различие в структуре кредитных потоков обусловлено прежде всего тем, что заемщиками МБРР являются страны со средними доходами, a MAP — с низкими.
Международная финансовая корпорация (МФК)
- Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора.
- МФК выполняет функции, во многом отличные от МБРР, и тем самым существенно дополняет его инициативы.
- В отличие от МБРР МФК не требует правительственных гарантий и берет на себя риски.
- Поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью.
- Выделенные МФК кредиты обычно не превышают 25% стоимости проекта.
- МФК располагает более широким набором инструментов, чем МБРР.
- Она не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний.
- Но при этом Корпорация не стремится к закреплению в качестве одного из собственника компании.
- Ее задача заключается в привлечении своими действиями частных инвесторов, особенно нерезидентов.
- Поэтому МФК регулярно обновляет структуру портфеля акций.
- Так же как и МБРР, МФК основную массу ресурсов формирует путем привлечения средств с мирового рынка капиталов.
- Но ее финансовые возможности значительно меньше, чем у МБРР и даже у MAP.
- МФК также осуществляет масштабную деятельность по оказанию технической помощи. В 90-х годах особую известность получили ее усилия в сфере приватизации.
- В юридическом и финансовом отношениях Корпорация является самостоятельной организацией.
- Однако она имеет единое с МБРР руководство и ряд общих служб.
- Высшим органом Корпорации является Совет управляющих.
- Обязанность членов этого Совета по совместительству выполняют представители стран, состоящие в Совете управляющих МБРР.
- Функции председателя Директората МФК возложены по совместительству на Президента МБРР.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции (МАГИ)
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции (МАГИ) образовано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков.
- МАГИ координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями.
К страхуемым рискам относятся:
- отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей;
- экспроприация имущества инвестора;
- военные действия;
- политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке;
- невыполнение контракта вследствие правительственного решения.
К инвестициям, которые могут быть гарантированы МАГИ, относятся:
- взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал;
- ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами,
- а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.
- Обычный срок гарантий МАГИ — 15 лет, но возможно до 20 лет.
- Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций.
МЦУИС – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров
- МЦУИС – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров ( ICSID — International Centre for Settlement of Investment Disputes) — одно из автономных международных учреждений.
- Центр возглавляют избираемые Председатель и Генеральный секретарь.
- МЦУИС основан в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (т.н. Вашингтонской конвенцией).
- Конвенция установила статус МЦУИС, его организационную структуру и основные функции.
- Конвенция была открыта для подписания 18 марта 1965 года и вступила в силу 14 октября 1966 года.
- Целью МЦУИС является обеспечение правовых возможностей для примирения сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах.
- Центр стремится устранить внеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как авторитетное международное арбитражное учреждение при урегулировании споров между государственными и частными инвесторами (международный инвестиционный арбитраж).
- МЦУИС работает, руководствуясь Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров.
Конвенция рассматривает два основных пути решения споров:
- примирение сторон
- и арбитражное производство.
- В соответствии с этим, конвенция содержит процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража.
- Обслуживание сторон в Центре является добровольным и платным.
- Размер платы утверждается Генеральным секретарем.
- В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров.
- Членами МЦУИС являются 150 государств и Косово (по состоянию на апрель 2014 года).
- Подписали, но еще не ратифицировали договоры о вступлении: Белиз, Доминиканская Республика, Эфиопия, Гвинея-Бисау, Кыргызстан, Намибия, Россия, Сан-Томе, Пакистан, Таиланд, Молдавия.
ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г.
- Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
- Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами.
- Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ.
- На 1 января 1999 г. акционерами ЕБРР являлись 60 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ.
- Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне.
- Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.
- Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы.
- В целях реализации основной задачи Банка — способствовать переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике — Уставом ЕБРР предусмотрены функции ЕБРР.
Функции ЕБРР
- Содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь малого и среднего предпринимательства;
- мобилизация иностранного и местного капиталов для выполнения вышеуказанной деятельности;
- осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;
- оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов;
- стимулирование развития национальных рынков капиталов;
- оказание поддержки экономически выгодным проектам, в которых участвует несколько стран-бенефициаров;
- активное проведение операций в области экологии и устойчивого развития;
- выполнение других функций, идущих в развитие вышеизложенных положений.
Основы деятельности
- В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка (Статья 1) содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.
- ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор.
- При этом предоставление государственных гарантий по таким проектам не требуется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска.
- Таким образом, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как коммерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.
- Банк принимает к рассмотрению проекты, поступающие из любых источников.
- Важнейшим условием при рассмотрении поступающего обращения, которое определяет дальнейшую судьбу такого проекта, является качество предоставленных материалов и их соответствие мировым стандартам в области проектного финансирования.
- Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями.
- Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы.
- Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора.
- ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.
- С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи.
- Наиболее важной из них стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕБРР, в период изменения политической системы.
При этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей.
Другие задачи относятся к сфере:
- бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка);
- инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства);
- и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).
Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:
- использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела;
- гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операции по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;
- сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;
- сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;
- осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями;
- гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;
- стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.