(Шехерезада может передохнуть и немного поспать)
(Статья о роли и значении выбора)
Версия: 0.8.0
Неправильный эпиграф:
«Мы выбираем,
нас выбирают,
как это часто не совпадает»
(слова из песни фильма «Доживём до понедельника», мысль № 1)
Ой, не правильный эпиграф — потому и выбран — от противного.
Выбирать надо тщательнее, много тщательнее. Как говорится в
слогане ПСПР:
«Минздрав и Профессионалы предупреждают : связи случайные —
результаты печальные». Об этом собственно говоря - этот файл.
История первая. ИТ- ОТечественная.
Сидим мы как то в далеких 90-х в офисе одного из лучших
российских программистов настоящего Чижика (это такой ИТ-
буддистский технический термин, чтобы не городить частокол из
"гений", "философ", "Профессионал", порядочный человек)
легендарного Марченко и тихо вдумчиво беседуем (это автор МИМ-
технологии и одноимённых продуктов, которые были сделаны на
сетевой (!) промышленной СУБД)
И его фирма и наши фирмы тогда занимались разработкой
банковских систем, но если его продукт был единым архитектурно
выверенным шедевральным монолитом, то мы решили пойти другим
путём, то есть глубоко интегрировать лучшие решения (в том числе,
МИМ банковские подсистемы) в один продукт, благодаря чему
хлебали солёную забортную воду полной мерой, отдыхая на своих
авторских подсистемах (а вошли мы на рынок с системой анализа и
оптимизации инвестиционных проектов — не самым «горячим»
банковским продуктом в начале 90-х).
Отсюда (от этой интеграции, будь она не ладна)— эти иногда
вкусные, порой бестолковые, но долгие и технические
концептуально насыщенные разговоры. Если, кто ещё не ходил этим
Путём - то пусть Вас Бог милует. Проще (но не лучше) 100 раз
написать, чем склонить "подельников" к интеграционным
компромиссам, в результате которых все переделки достаются
авторам и инициаторам этой безумной затеи.Долгими зимними
вечерами, которые случались и летом, и днём, и утром, приходилось
утешаться "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами
Божиими", впрочем без полной уверенности, что "миротворцы"
тождественны "системным интеграторам" только потому, "что не
плодят сущности без необходимости".
Так вот, сидим и беседуем.
Только начинает Марченко свою ответную речь, как в офис заходит
красивая очень богато стильно модно одетая девушка. Понятно без
представления — представитель Заказчика, а может и сам Заказчик
явился собственной персоной. Я украдкой посмотрел на часы —
время было неровное, значит или опоздала или раньше приехала.
Марченко на минуту отвлекся, предложил ей сесть и подождать и
продолжил своё научно-техническое повествование о том, что нам
(не ему) надо переделывать, чтобы ему не пришлось ничего менять.
Девушка помолчав от силу минуты две, вскипела и громким
требовательным голосом сказала: «Так с потенциальными клиентами
не разговаривают». На что Марченко ответил:
«Вы не наш клиент, извините, но с вами мы работать не будем» и
продолжил речь, обращенную ко мне.
Я был поражён. И уже после технической части разговора, в разделе
«разное», спросил стоило ли так разговаривать с потенциальным
клиентом. То, что ответил мне Марченко, было мне и понятно, и
знакомо, но это, в отличии от него, не было моей практической и
практикуемой философией (вот о чём ИТ- буддизм — тоже, о самом
важном в профессии). Нельзя, глупо, бессмысленно, не дальновидно
разработчику сложного Изделия вступать в какие- то ни было
отношения с людьми определенного типа. Всё равно дело кончится
ерундой, скандалом и прочими деструктивными и
неконструктивными эмоционально напряженными отношениями.И
еще хорошо, если только этим. Были и гораздо более жгучие и даже
трагические прецеденты.
Но одно дело это знать и пусть даже — глубоко — понимать, и
совсем другое дело так себя вести.
Ужасна участь продавцов и работников маркетинга. Путь их лежит
во мраке и не ведом им результат этого пути. Как говорил Ходжа
Насреддин: “на этом пути с вами может произойти всё, что угодно“.
И эта история достойна, что бы её рассказать, тем более, что она
очень «в тему».
История вторая. Восточная многоэтажная притча.
Шёл как то Ходжа Насреддин по пыльной пустынной прямой и
короткой дороге. Жара, не одного деревца. В стороне от дороги
показался оазис. И хотя путь через него был длиннее, намаевшись,
Насреддин решил идти через него, тем более, что в далике появился
всадник от которого было непонятно чего ожидать.
Не успел он зайти в оазис под спасительную тень деревьев, как тут
же провалился в яму, сделанную или охотниками, или
разбойниками. Место это было глухое, поэтому Насреддин
перепугался и начал громко звать на помощь. Вскоре раздался цокот
копыт и над ямой склонился всадник.
”Как ты сюда попал и почему?” - спросил он.
Насреддин ответил: “Видишь ли добрый человек, я решил выбрать
более лёгкий и приятный путь, в результате чего угодил в эту яму.
Сначала я расстроился, а потом подумал, что если на такой чудной
тенистой дороге меня ждало такое суровое испытание, то га той
старой ужасной дороге со мной вообще могло произойти нечто
невообразимое. Так, что попал я сюда не случайно, а по
интуитивному, но зрелому и логичному пониманию. Иначе говоря, я
здесь — потому, что умный. А вообще, в этом мире всё так запутано
переплелось. Например, я здесь отчасти из-за тебя, а ты - из-за
меня., встреча наша была неизбежной, но произойти должна была,
всё-таки, по другому в других обстоятельствах.
История третья, чань- суфистская.
Принято считать, что в чаньских монастырях, учителя, для
погружения понимания на более глубокие уровни практиковали
такой прием. Они задавали вопрос (или коан) и одновременно
наносили ученику удар — иногда рукой, иногда палкой, а иногда и
мечом. Если понимание располагается не на глубоком уровне (есть и
классификация этих уровней, в том числе и у суфистов), то ученик
вынужден либо ответить и пропустить удар, либо поставить блок и
пропустить вопрос. Только ученик с действительно глубоким
пониманием и просветленным сознанием (два условия) может и на
вопрос ответить, и от удара уйти.
И только знание такого уровня понимания ценно, потому, что
практически и регулярно автоматически используемо — это раз. И
ещё важно, что бы практикующий товарищ был настоящим
практикующим философом в том самом первоначальном греческом
смысле (философ — это человек, который будет жить так как он
жил,даже если завтра отменят всё законы).
Лемма: тогда и только тогда будет счастье.
История четвертая. Испанская.
Испания, г. Хихон, первая тамошняя международная ИТ- выставка,
офис фирмы Agora.
Сумев уговорить родного социально и профессионально близкого
отечественного монополиста, мы на зарубежную пробу привезли
коллекцию лучших отечественных ИТ- разработок, но стенд оплачен
не был (только дорога и проживание), поэтому работали «с колёс»,
в том числе, по чужим офисам.
И вот беседуем с владельцем фирмы в переговорной, вдруг дверь в
переговорную открывается, и появляется её генеральный директор.
А владелец (ай умница, ай молодца) работал у себя в фирме на
втором или третьем уровне иерархии — начальником отдела
системного программирования.
Генеральный что-то сердито сказал нашему собеседнику (владельцу
фирмы) и ушёл. Мы переспросили. Оказалось, он пригрозил
увольнением (тоже - ай умница, ай смелый молодца) владельцу за
нарушение регламента использования переговорной и за
транжирство рабочего времени. Наш собеседник опечалился, и
сказал, что видимо его всё-таки уволят, и ему придется искать
другую работу.
Так вот по теме. Выслушав наши беды с поиском зарубежных
заказчиков, он рассказал о своей модели бизнеса. Оказалось, у него
всего четыре клиента. Все «старые». В свое время они выбрали друг
друга и начали рости вместе — он помогал не «автоматизироваться»,
а РОСТИ им (почувствуйте разницу, кто смеется над экономическим
моделированием и расчетом экономического эффекта в ИТ-
проектах), и его бизнес рос вместе с ними. И другие клиенты не
нужны, и маркетинг и прочие расходы — все силы на R&D и
никакого тему аутсорсинга и прочей шаблонно бумажной чихни
втюхиваемой в мозг с силой и упорством кузнеца.
Тема? Тема, да ещё какая.
История пятая. АнглоЦветноМеталическая.
Выпала нам как-то честь и задача принять и обеспечить поддержку
первому визиту официального дилера биржи цветных металлов LME
в Россию. Приехал сам генеральный директор господин Брайн Ли
(фирма «Джекоб металс», если не ошибаюсь). Сидим за столом
накрытым с чисто программистским шиком (включая экономические
сорта портвейна), душевно беседуем на своем техническом
английском (от чего наш собеседник тихо и радостно угорает). И
постоянно сбиваемся на поиск предмета сотрудничества. А Брайн Ли
также постоянно нас с этой темы уводит на общежитейские и
философские темы. Потом окончательно подобрев, очень откровенно
сказал, что такой «американский» деловой стиль беседы у них не
принят. Надо сначала подружится, понять, кто и что есть твой
собеседник. И если распознавание и классификация пройдут
успешно, то беседа сама собой пойдет в направлении
сотрудничества. Так и оказалось в дальнейшем.
Точно тоже самое , но в более экспрессивной форме нам говорили
наши испанские друзья и коллеги - до, после и вместо сиесты.
Вот оно как оказалось, ой не те книжки мы читали и читаем. Ой —
не те. И не так.
Нет, чтоб спросить себя , а что мешало автору самому всё это
реализовав — процветать и не маяться литературщиной в поисках
лишнего доллара.
Как говаривал один малыш в известном анекдоте: и эти люди будут
запрещать мне ковыряться в собственном носу?!
Отдельные мысли рассыпью, собранные с трудом в один
тематический мешок.
Мысль № 1
приведена в эпиграфе. И мысль эта ошибочная, надеемся, что из
выше сказанного это интуитивно ясно: твой клиент всегда выберет
только тебя, а ты его. Это как любовь, как разряд молнии или удар
током. Главное — слушать свой внутренний невербальный голос. Это
дано всем, даже кошкам и собакам, важно только его не дать
затоптать плохо переваренным чужим мыслям. Это наша жизнь, и
жить её надо самому, по своему.
Только там — счастье и настоящий и стоящий профессиональный
успех, хотя это одно и тоже разными словами.
Мысль № 2.
Не всё то золото, что блестит, не всё что шевелится — Заказчик.
Мысль № 3
"Лучше быть голодным, чем есть что попало,
Лучше быть одному, чем с кем попало".
Усиленно в несколько раз распространяется м на правильные
радостные лонгитюдные бизнес- отношения.
У некоторых древних народов было табуировано не то, что есть, а
даже пить воду вместе с незнакомым человеком. А уж ввязываться в
совместный проект, в такой логике, - это вообще не мыслимое вне
культурие и просто глупость. И что забавно — такие народы мы
называем иногда «дикарями». А мы кто тогда «здесь и сейчас», если
по полному чесноку говорить?
Аналогия такая- говорить 5 минут с человеком, с которым не надо
говорить, как 5 минут пить яд, рассчитывая, что пронесёт. Может и
пронесёт (раз, другой), но привычка — поганая бесперспективная и
карму крайне отягащающая.
С неправильными словами в душу что-то такое нехорошее заходит,
многие это чувствуют явственно и даже физически болеют после
неправильных контактов. А поскольку душа- не тело, в душе не
вымоешь, то надо её сильно беречь, пока мыть не научишься.
Есть кому по роду деятельности приходится отягащать свою душу
таким образом. Святые люди, даже если и грешники, так думаю и
чувствую.
Мысль №4
Если вы зарабатывая деньги — теряете душу, то какова валюта
баланса? Правильно, она — печальна, цифра роли уже тут не
играет, потому, что — проиграна не то, что роль — сама жизнь.
Или «что имеет человек, который получил весь мир, но потерял
самого себя»?
Ответ: ничего (в лучшем случае), потому, что это «всё» получил уже
совсем другой человек, не вы, с которым вас объединяет только
общее тело — одно на два духа. Ужасная доля. Земной ад. И ведь
что интересно - а оно того стоило?
Мысль № 5.
Мы привыкаем каким то странным образом разделять работу и
жизнь. Как будто у нас будет еще одна жизнь на этом самом круге
превращений, как в компьютерной игре. Нет и не будет. Она такая
чудесная здесь одна. Поэтому нельзя быть хорошим человеком
«после» и плохим во время работы. Нельзя быть религиозным
«после» и атеистом пофигистом - «во время». Нельзя говорить о
Боге, а служить — иному.
И это не сложно, а как раз — просто. Потому, что просто быть
целым. Сложно- расколотым.
Мысль № 6
Говорить с дураком — значит терять время.
Не говорить с мудрецом, значит терять пространство (мир).
Человек исповедующий срединный Путь, не теряет не времени, не
пространства.
Мысль № 7
Делать надо только то и только с теми, что и с кем делается —
легко. Но делать это надо из-за всех сил. И даже — более того,
потому, что тут неиссякаемый источник силы, куда там искомому
термояду. Но если эту силу не черпать и не употреблять, то
произойдет логичное и плохое, как с родником из которого не берут
воду и не дают ей течь на благо другим — превратиться в затхлое
болото.
Мысль № 8
Не странная, и уж тем более — не глупая, а очень даже мудрая
затея объединятся для дела (бизнеса) в сообщества на основе
общности разделяемых религиозных или иных ценностей, есть
правильный и глубокий смысл в клубах (например, английских или
американских), гильдиях и кастах. И есть очень успешные примеры
там, где есть глубокие традиции и культура их поддерживающая, и
масса провальных «бизнес» затей на эту же тему, которые
доказывают что масло и вода — плохо взаимно растворяются.
И не надо сгоряча и с разбегу даже пытаться припасть к
живительному финансовому источнику исламского финансирования ,
хоть и ссудного процента не берут и другие всякие приятности
имеются — не надо, потому, что если не разделяешь тех базовых
ценностей — то всё равно добра не будет.
Жить надо в своём философском доме, а не приживалкой — в чужом
(«село Степанчиково и его обитатели», Достоевский Ф.М., можно
найти и посмотреть, и почитать. Очень себя иногда узнаешь в
определённом неправильном состоянии духа).
Итак, первый тост за профессиональные союзы. “А причем тут они»
— спросите вы. Да они при всём — ответим мы. Если вместе хорошо
подумать в контексте данного файла и традиций ими формируемых и
ими же хранимых.
Мысль № 9
«Не надо подходить к чужим столам, и откликаться, если
подзывают». Высоцкий В.С.
И у него же
«В кабаках зелёный штоф
и белые салфетки.
Рай для нищих и шутов.
Мне ж как птице в клетке».
Мысль № 10
А что делать если уже вляпался в устойчивый контакт, как в
навозную яму - по самую макушку? Точно то же, что и в этой
аналогии: постирать или выкинуть одежду- одежду, помыться. Да, и
хорошо бы не забыть для начала вылезти из этой ямы :)).
Тут именно мысль (точнее мысли, рассуждения), а не советы. Тут
каждый должен сам потрудиться: под свой индивидуальный размер
сшить одежонку. Иначе страдания не просто гарантированы,
гарантирована непрерывная цепь, колесо страданий.
Но главное и проверенное веками наше народное средство- это
епитимья. Строго обязательно её на себя наложить, лучше под
руководством учителя, потому, что если его нет, то он есть, но это
противоположная, обычно, непроговариваемая из этических и
эстетических соображений- сущность. Например, лишить себя еды
или утреннего кофе, поносить вириги или презираемую одежду -
способов масса. Главное впечатать этот опыт в даже не в верхний
мозг, а в позвоночный, в вегетатику, - тут все учения сходятся.
Можно себя даже высечь, если другие способы не помогают.
Заговоры - уговоры - самообещания- не работают - проверено.
Подобное лечится подобным, а поскольку тут чудовищный ущерб -
то и меры надо практиковать соответствующие и несимметричные,
можно и через сидалищный нерв, как известно с детства, истина
закрепляется надежно. В общем, в полном соответствии с
традициями и культурой в самом широком пространственно-
временном смысле слова :).
В аскезе,есть много логики. И такая, наверное, тоже - разговор с
телом на языке, которое оно понимает, особенно, когда когда оно
сильно ошибается. Тут вот ещё в чём отдельная мысль - с телом
тоже можно и нужно разговаривать, но только на его языке. Всё что
происходит рефлекторно - тут ведь и его грех, а может - и в первую
очередь его.
Хотя один мудрец сказал, что "не тленная плоть делает душу
греховной, а греховная душа делает плоть тленной". На уровне
формальной логики вроде - противоречие, но интуитивно кажется,
что обе мысли взаимно увязываются и взаимно дополняются. Но тут
долгая, сложная и отдельная тема.
Вывод № 1 он же и последний.
И будет счастье и уйдут страдания.
Сиддхартха Гаутама точно говорил что-нибудь в этом роде в своей
первой программной бенаресской проповеди, но, наверное, это
пропало в переводе, а может - с годами.