Ноосферизм как модель общества нового разумного социализма
Цель жизни – это продолжение самой жизни
Может ли экономический интерес отдельных личностей рассматриваться как цель функционирования человеческого общества в целом? Вопрос странный, но именно такой подход в формировании социально-экономических систем процветает и в теории, и на практике уже более 100 лет. Общеизвестные модели капитализма или социализма защищают право на присвоения экономических благ той или иной социальной группой, не ставя под сомнение сам принцип и цели их производства. На второй план отходит первопричина существования общества – сама жизнь как отдельного человека, так и человеческого сообщества в целом.
В результате итогом последних ста лет развития цивилизации стали миллионы человеческих жизней, которые унесли войны, революции, различные конфликты, первопричиной которых являлись экономические интересы и причины.
Основанная на потреблении и безумном уничтожении природных ресурсов экономическая модель привела к катастрофическим экологическим разрушениям в биосфере. Исчезли сотни видов животных, изменяется климат, мутирует микробиологическая среда. Растут угрозы эпидемий и дальнейшего существования Человека.
Для устранения существующих социально-экономических противоречий и проблем воздействия человека на природную среду необходим новый разумный подход к развитию техногенной цивилизации, основанный на реальной оценке роли человека в формировании биосферы Земли.
На современных этапах развития биосферы человеческая деятельность становилась все более главенствующим фактором. Оказалось, что по мере роста производительных сил темпы социально-экономического развития человечества все более опережали темпы природного эволюционного развития, а масштабы воздействия человека на природу стали превосходить все известные геологические процессы.
Неразумно расширяя границы своей экологической ниши, которую он занимал в биосфере, как ее естественный элемент, человек в процессе производительной деятельности, все в большей степени изменял многие параметры биосферы.
В результате, в современный период в биосфере нарушаются установившиеся скорости естественных биохимических циклов, меняется климат, ухудшается структура и состав генофонда, снижается мощность озонового слоя и т.д. В конечном итоге, эти глобальные изменения могут оказаться роковыми для человека, и он попросту может лишиться места в биосфере.
Поэтому, изменение социально-экономической системы должно основываться на анализе современного состояния развития цивилизации, а не на догмах сомнительных учений 19 века.
Необходимо учитывать, что стремительно формируется сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития - ноосфера (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера»).
Ноосфера (от греч. noos – разум и sphere – сфера) – обширное понятие, применяющееся в нескольких научных дисциплинах и обозначающее совокупный разум всего человечества, человеческую цивилизацию, как геологическую силу или совокупность изменений в биосфере, которые реализуют человек.
Понятие «ноосфера» появилось в связи с оценкой роли человека в эволюции биосферы.
Ноосфера («мыслящая оболочка», сфера разума) - высшая стадия развития биосферы. Это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.
Академик В.И. Вернадский писал, что становление ноосферы «есть не случайное явление на нашей планете», а «природное явление».
Ноосфера — естественное и необходимое следствие человеческих усилий. Рассматривая такое развитие биосферы в ноосферу с позиций системного подхода, можно заключить, что ноосфера —это новое состояние некоторой глобальной суперсистемы как совокупности трех мощных подсистем: «человек», «производство» и «природа», как трех взаимосвязанных элементов при активной роли подсистемы «человек» (Прудников, 1990).
Тем не менее, прогресс человеческого разума и научной мысли ноосферы налицо: они вышли уже за пределы биосферы Земли, в космос и глубины литосферы (сверхглубокая. По мнению многих ученых — ноосфера в будущем станет особой областью Солнечной системы.)
По мере научного прогресса человечество создает ноосферу как особую среду, в которую включены и другие организмы, и значительная часть неорганического мира. Тейяр де Шарден, будучи христианским теологом, описывает ноосферу в рамках эсхатологической перспективы: она есть последний этап творения, непосредственно предшествующий «точке Омега», моменту единения мира (преобразившегося в ноосферу) с Богом.
Ноосфера важна не сама по себе, но как ступень к достижению предусмотренной замыслом творения цели.
В.И.Вернадский указывает на начало 20 века, как на решающий этап становления ноосферы. Именно в это время на Земле вообще не остается территорий, не затронутых человеческой деятельностью.
По утверждению В.И. Вернадского, в сфере разума — ноосфере — должна господствовать гуманистическая мысль, а это предполагает прежде всего гуманизацию социальных отношений, разумное отношение к природе, бережное отношение к ее ресурсам. К природе нельзя относиться потребительски, это не в интересах мыслящего человека.
Окончательное формирование ноосферы возможно при выполнении следующих ключевых условий:
— освоение большинства территорий земного шара;
— создание высокоэффективных средств коммуникации, как между отдельными людьми, так и между государствами;
— становление человеческой деятельности в качестве самого мощного геологического фактора;
— освоение ближнего космоса в качестве жизненного пространства для человека;
— становление реальной демократии, как народного волеизъявления;
— избавление научного познания от влияния политических, идеологических и прочих факторов, не имеющих прямого отношения к науке;
— исчезновение таких социальных явлений как бедность, голод, социальное неравенство;
- наличие эффективной системы здравоохранения;
— урегулирование межгосударственных конфликтов без применения военной силы;
— разумное изменение биосферы, не наносящее вред человечеству.
На данный момент человеческая цивилизация вплотную подошла к реализации многих из этих принципов.
Развитие средств коммуникации делает человечество все более единым, происходит глобализация экономики.
Одновременно возникает все больше проблем, затрагивающих все человечество, а не его отдельные группы, которые не решаются в рамках существующей глобальной капиталистической системе.
Обеспечение согласования интересов личности, общества и биосферы объективно приводит к необходимости формирования и новой социально-экономической модели.
Основы такой модели были сформированы в 70х – 80 х годах прошлого века в СССР. К сожалению, идеологическая косность руководителей СССР, которые в своих решениях опирались на признанной необходимости классового подхода, не позволила перейти к этапу сознательного формирования ноосферы, а привела к возврату разрушительной для страны капиталистической социально-экономической модели.
В современных условиях уровень образования и общественного сознания позволяют преодолеть догматы классовой идеологии и перейти к новой организации общества, основанному на гармонии постоянно развивающейся человеческой цивилизации и внешней биологической среды.
Из этого следует необходимость и нового подхода к организации государства, основанного не на обеспечении экономических интересах одного из классов, а на принципах обеспечения постоянного развития и совершенствования социально-экономической системы в целом.
Ключевой подход – фактор «разума» при реализации функций государственного управления. Проводя аналогию с развитием человека (от человека первобытного к человеку разумному), должен произойти и переход от общества дикого капитализма или дикого социализма к обществу разумному - ноосферизму (новому разумному социализму).
Основные цели ноосферической модели общества – развитие личности каждого человека и благоустройство внешней среды для улучшения жизни последующих поколений.
В этом контексте государство диктатуры буржуазии или диктатуры пролетариата логично трансформируется в государство «диктатуры Разума».
Термин «диктатура Разума» отражает государственное ограничение возможностей и действий отдельных лиц, слоев, групп, организаций, наносящих ущерб социально-экономической системе и природе.
В качестве основы оценки последствий тех или иных решений и действий могут служить современные научные концепции и модели, реализованные в виде систем искусственного интеллекта.
Общество Разума, ноосферизм, как новая альтернатива развития России в 21 веке, дает возможность для консолидации граждан в реализации общих национальных интересов.
На повестке дня – формирование широкого политического движения, которое обеспечит переход к обществу Разума и процветания в России.